SMM-cтратегия: как заставить социальные сети работать на 100%

Маркетинг в социальных сетях давно сформировался в самостоятельное направление, в котором трудятся дизайнеры, копирайтеры, сторис-мейкеры, контент-менеджеры и стратеги-маркетологи — каждый со своей значимой ролью. Как сделать так, чтобы все были сыграны, как актеры в классическом спектакле? И как довести этот спектакль до бурных оваций? Наш ответ: SMM-стратегия. Она, как хорошо написанная пьеса, поможет добиться количественно (и денежно!) измеримых результатов.
Содержание:
- Действие первое, в котором мы изучаем продукт, рынок и аудиторию.
- Действие второе, в котором мы продумываем концепцию позиционирования и продвижения бренда.
- Действие третье, в котором прорабатываются конкретные направления продвижения: дизайн, контент и таргет.
Действующие лица
В разработке комплексной стратегии участвуют несколько человек: SMM-менеджер, таргетолог, копирайтер, дизайнер и аналитик. Подготовить стратегию в одиночку сложно, ведь каждый ее блок требует профильной специализации. Вот 4 направления в стратегии, которые выделяем мы: маркетинг, дизайн, таргет и контекст. Один-единственный маркетолог, даже если он и очень талантлив, вряд ли сможет полноценно решить все эти задачи.
Пролог: цели и задачи
Первый этап в создании стратегии — постановка целей. В своей работе мы ставим цели по методу SMART:
- Specific — конкретная;
- Measurable — измеримая;
- Achievable (аttainable) — достижимая;
- Relevant — релевантная;
- Time-bound — ограниченная во времени.
Пример цели по SMART: привлечь через соцсети 400 новых клиентов до конца 2022 года, сохранив средний чек не ниже 5000 рублей.

Чтобы не быть оторванными от стратегических целей компании, мы в рамках SMM-стратегии ставим цели и задачи в трех плоскостях: SMM, бренд, продажи.
Это позволяет увидеть, как планомерная работа с соцсетями повлияет на бренд и что нужно сделать, чтобы достичь цели по продажам. Когда цели определены, переходим к основному: стратегии их достижения.
Действие первое: анализ продукта, рынка, аудитории
На первом этапе нужно подробно изучить продукт, его специфику. Если у бренда уже есть социальные сети, их нужно проанализировать по 9 критериям:
- Количество и качество подписчиков;
- Охват и вовлеченность постов;
- Лучшие публикации — на основе данных об охватах и вовлеченности;
- Темы публикаций, наиболее эффективные для продвижения темы (по статистике лучших постов);
- Качество контента и визуального оформления;
- Позиционирование бренда в соцсетях;
- Наличие УТП;
- Типы контента и их соотношение (продающие, вовлекающие, развлекательные, полезные посты);
- Используемые способы продвижения и их эффективность.
То же самое следует сделать с конкурентами: выделить 5-10 компаний, представленных в соцсетях, и проанализировать эти профили по перечисленным критериям. Следует определить каналы и инструменты, которые используют конкуренты для продвижения, и оценить эффект от этих методов.
Наконец, нужно подробно изучить аудиторию вашего продукта. За основу возьмите пользователей, подписанных на аккаунты компании или конкурента.
Мы работаем с аудиторией по такому алгоритму:
- Определяем базовые характеристики: пол, возраст, географию;
- Определяем интересы;
- Сегментируем аудиторию;
- Прорабатываем целевые портреты в каждой группе: рассказываем о пользователе, его целях, уровне потребности, финансовых механизмах покупки;
- Выявляем барьеры каждой целевой группы, предлагаем пути преодоления;
- Выявляем триггеры, которые вызывают желание покупки;
- Анализируем точки контакта аудитории с брендом.
Основной упор мы делаем на проработку целевых портретов: к этому нужно отнестись, с одной стороны, творчески, с другой — аналитически. Ориентируясь на реальные данные о целевой аудитории, попробуйте представить потенциального покупателя в его обычной жизни: чем занимается, какой образ жизни ведет, чем увлекается, какие заботы наполняют его день. Обязательно выявите триггеры и боли — то, что движет им, когда он интересуется продуктом компании.
Кстати, в этом случае будет полезно изучить подписчиков в социальных сетях компании или конкурентов — обычно среди них присутствуют реальные пользователи, образ которых может служить основой для целевого портрета. Используйте такие примеры: изучите их профиль, посмотрите, о чем они пишут посты, какие фото публикуют.
Также помогут данные о поведении разных поколений. Например, представители поколения Y, люди 23-35 лет, склонны доверять инфлюенсерам намного больше, чем их родители. Такая информация помогает написать стратегию, ориентированную на вашу аудиторию.
В своей работе мы используем сервис аналитики соцсетей LiveDune: он помогает оценить количество подписчиков, их распределение по странам и городам, социально-демографические показатели, динамику набора подписчиков. Есть и другие аналогичные сервисы статистики и аналитики — например, Popsters, JagaJam и т.д.
Второй источник статистики — это SimilarWeb, сервис аналитики трафика. Проанализировав с его помощью конкурентов и лидеров рынка вы поймете: какие соцсети приносят больше трафика, по какому поисковому запросу находят ваших конкурентов, и сколько времени пользователи проводят на сайтах лидеров отрасли.
Действие второе: концепция продвижения
Когда все исходные данные собраны, нужно сосредоточиться на продвигаемом бренде, подключить креативность. На втором этапе формируется концепция — стратегическая основа продвижения в соцсетях.
Что такое концепция продвижения?
Один продукт можно представить по-разному. Например, элитный жилой комплекс может продвигаться как идеальное место для семейного проживания с детьми. Или как локация для шумных private-вечеринок. В зависимости от выбранного варианта формируются смыслы и образы, выгоды и отличия продукта, которые будут в транслироваться в аккаунте бренда. Смыслы, образы, выгоды — это и есть концепция продвижения.
Она должна быть интересной для целевой аудитории, привлекательной, провоцирующей на покупку. Вот зачем нам нужно знать интересы и триггеры аудитории. Одновременно концепция должна быть уникальной, выделяющей бренд среди конкурентов. Вот почему важно понимать, какие средства и методы продвижения они используют.
Концепцию можно сформулировать в нескольких предложениях, для ее более конкретного определения в рамках стратегии прописывают:
- Позиционирование бренда;
- Способы отстройки от конкурентов;
- Уникальное торговое предложение;
- Big idea — основная идея профиля, главная мысль, которую мы пронесем нитью через все публикации;
- Key message — ключевое сообщение, мотивирующее на покупку;
- Tone of voice — характер коммуникации с аудиторией (доброжелательный и непосредственный, строгий и официальный, на «вы» или на «ты» и т. д.).
Хорошо, если к моменту разработки SMM-стратегии у бренда уже есть сформулированные позиционирование, миссия, ценности — это поможет направить соцсети бренда в ту же сторону, чтобы вся коммуникация с целевой аудиторией выстраивалась в едином ключе.
Чтобы разработать интересные big idea и key message, можно использовать разные креативные техники: например, метод мозгового штурма, ассоциации. Результат разработки — 1-2 фразы, раскрывающие уникальность и привлекательность продукта.
Эту формулировку в дальнейшем не обязательно напрямую использовать в коммуникации с пользователями: она служит, в первую очередь, для внутренней работы и понимания стратегии продвижения.
Для более полного выражения идеи мы не только формулируем ее словесно, но и подбираем визуальный moodboard — набор графики и фотографий, которые передают атмосферу и характер бренда.
Теперь, когда концепция и направление развития профилей в соцсетях понятны, можно переходить к разработке конкретного списка инструментов, которые помогут в достижении цели.
Действие третье: проработка SMM-стратегии
Все последующие разделы SMM-стратегии также относятся к концепции продвижения, однако мы выделяем их в отдельный этап. На втором этапе мы формулируем направление, в котором двигаться, а на третьем — рассматриваем конкретные приемы и способы реализации задуманного.
Эта часть стратегии выглядит наиболее интересной, ведь она служит своеобразной инструкцией по продвижению бизнеса в соцсетях. Только вот без первых двух исследовательских и креативных этапов не получится качественно описать третий.
Что прорабатывается на данном этапе:
- Контент;
- Стратегия таргетированной рекламы;
- Оформление профилей.
Разрабатывается матрица контента, а именно: темы будущих публикаций, рубрики, форматы постов, требования к фото и видеоматериалам. Подбираются теги, которые позволят дополнительно продвигать публикации, разрабатывается уникальная система навигации по аккаунту для удобства пользователей.
Продумывая инструменты продвижения, мы разрабатываем вовлекающие механики: игры, розыгрыши, конкурсы, другие способы увлечь подписчиков. Формируются правила работы с блогерами: описываются желаемые портреты блогеров; может быть сформирована подборка перспективных для сотрудничества профилей; описываются форматы взаимодействия, которые принесут наилучший результат.
Стратегия таргетированной рекламы включает в себя подбор перспективных групп аудитории, на которые следует нацеливать рекламные креативы.

Также рассчитывается бюджет кампаний для достижения максимальной эффективности, определяются KPI, по которым следует контролировать работу исполнителей. Показателями могут быть:
- Ежемесячный прирост подписчиков;
- Уровень вовлеченности;
- Охват;
- Количество сообщений от потенциальных покупателей;
- Количество переходов на целевые страницы сайта;
- Количество заявок, поданных через соцсети, и т. д.
Показатели KPI подбираются индивидуально для каждого проекта в зависимости от поставленных целей, специфики бизнеса и других параметров.
Завершающая часть SMM-стратегии — разработка рекомендаций по дизайну. Прописываются пожелания к оформлению профиля в целом, отдельных постов, подготовке фото- и видеоматериалов, графики. В дальнейшем по этим рекомендациям, и следуя подобранному мудборду, будет разработан дизайн для сообществ.
SMM-стратегия формируется в виде документа и презентуется заказчику обычно на личной встрече. С момента утверждения она будет служить главным ориентиром для продвижения в соцсетях.
Эпилог: зачем нужна SMM-стратегия?
Во-первых, так проще выстроить работу заказчика и исполнителя. Договорившись в начале, то есть в ходе согласования стратегии, обе стороны получают понимание дальнейших планов и действий по продвижению бренда в соцсетях. Взаимодействие будет прозрачным, так как и заказчик, и исполнитель четко понимают цели и инструменты их достижения.
Во-вторых, заказчик получает инструкцию по продвижению компании в социальных сетях. Если он откажется от действующего исполнителя, захочет работать самостоятельно или подключить внешних специалистов — это будет легко сделать, не нарушая стратегии. Все цели и главные моменты SMM будут обозначены в едином документе.
В-третьих, стратегия подробно объясняет задачи продвижения в социальных сетях и переводит их в конкретные цифры и результаты. Поэтому заказчику проще контролировать исполнителя.
В-четвертых, глубинная проработка на первых двух этапах дает возможность тестировать уже обоснованные гипотезы (например, в таргетированной рекламе) и получать более высокие результаты. Начиная работать «вслепую», лишь примерно представляя себе целевую аудиторию, зная конкурентов только в общих чертах, вы рискуете потратить зря время и деньги.