Гайд по Google Search Console
Google Search Console (GSC) — обновленный инструмент для веб-мастеров, известный ранее как Google Webmasters Tools. Позволяет владельцам ресурсов отслеживать состояние сайта, а SEO- и другим специалистам просматривать статистику сайта в поисковой системе Google.
Начало работы в сервисе
Для начала работы необходимо:
1) Наличие аккаунта в Google.
2) Добавление сайта 2 способами:
Справа стандартный вариант поочередного добавления URL сайта с префиксом http или https, с www или без.
Слева новый вариант добавления всех вариантов домена c обязательной верификацией при помощи DNS.
3) Подтверждение прав на сайт одним из способов:
- Метод с помощью DNS по времени занимает по времени до 1 дня и состоит в добавлении TXT записи c кодом верификации в конфигурацию DNS. Добавление записи производится в аккаунте провайдера соответствующего домена.
- Самый быстрый и удобный метод — с помощью HTML-файла. Сформированный сервисом файл верификации нужно скачать и добавить в корень сайта в админке (отлично для CMS Bitirx) или через FTP (например, для сайта на WordPress).
- Способ подтверждения с помощью HTML-тега. Занимает то же время, что и предыдущий вариант, но удобен не для всех. Заключается в добавлении метатега, содержащего код верификации, в HTML код главной страницы сайта. Удобен для CMS, где невозможен вариант с загрузкой файла подтверждения. Например, для сайтов на Tilda.
- В аккаунте Google Analytics генерируется код отслеживания gtag.js, который позволяет подтвердить права на сайт без доступа к данным аккаунта. Если в код сайта добавлен счетчик аналитики GA, то этот способ подходит для быстрого подтверждения.
- Последний вариант подтверждения — с помощью GTM (Google Tag Manager). В аккаунте Диспетчера тегов при создании контейнера для счетчиков аналитики формируется идентификатор в формате GTM-XXXXXX. Если код GTM добавлен в код сайта, то при выборе и подтверждении данного способа верификация пройдет автоматически.
Функционал для веб-мастеров и специалистов
Данный инструмент позволяет вебмастерам отслеживать общее состояние сайта, среднюю позицию в выдаче Google, появление ошибок для своевременного устранения.
SEO-специалистам он полезен для анализа сайта с целью повышения его позиций в поиске Google.
GSC формирует различные отчеты, с помощью которых можно анализировать следующие основные данные:
- Посещаемость;
- Индексация;
- Ссылки;
- Наличие ошибок;
- Видимость.
Посещаемость включает данные о переходах пользователей — запросы, источники переходов. В отчете «Эффективность» можно увидеть фразы, по которым пользователи попадают на ваш сайт из выдачи Google. А также данные о посещаемости конкретных страниц.
Данные об индексации содержат правильность и своевременность индексирования страниц. На их основе проводится анализ страниц, не прошедших индексацию для выявления причин. А также отправка новых страниц на сканирование роботам для их появления в поисковой выдаче. И старых — для переиндексирования при внесении изменений.
Сервис предоставляет данные по внешним и внутренним ссылкам: количество, домены и конкретные URL.
Данные об ошибках поступают в форме уведомлений на почту. Они содержат технические ошибки сайта. В основном это ошибки в файлах robots, sitemap, а также проблемы с конкретными URL.
Данные о видимости позволяют понять, появился ли сайт или конкретные страницы в выдаче.
Отчеты GCS для эффективности SEO
- Отчет об эффективности.
Отражает показатели сайта о его видимости в выдаче Google: клики, показы, средний CTR и среднюю позицию сайта. На вкладках под диаграммой собраны данные кликов и показов для:
- фраз, по которым происходили переходы на сайт;
- страниц анализируемого ресурса, на которые были совершены переходы;
- стран, откуда пришли пользователи;
- устройств: ПК, Мобильные или Планшеты;
- расширенных результатов.
В целом отчет дает полезную информацию о трафике сайта и позволяет анализировать его для дальнейших действий по увеличению позиций в Google.
Некоторые показатели, например, «Средняя позиция сайта», могут сбивать с толку. Не стоит воспринимать среднюю позицию сайта как параметр для всех страниц.
Показатель рассчитывается по алгоритму среднего значения между всеми позициями страниц сайта. То есть, если часть страниц занимает первые места в выдаче, а другая 20 или 40-е, то алгоритм покажет в результате большее число. Это не означает, что в ТОПе нет ни одной страницы.
2) Отчет об индексировании или Покрытие.
Отчет содержит все страницы, обработанные роботом Googlebot, и отображает следующую информацию о них:
- проиндексированные (Страницы без ошибок);
- не удалось проиндексировать (Ошибки),
- проиндексированные, но содержащие ошибки (Без ошибок, есть предупреждения),
- исключенные из индекса (Исключено).
По каждой странице отображается ее статус индексирования и подробные сведения о проблеме.
Этот отчет очень полезен при возникновении проблем с индексацией. Предоставляемая информация поможет разобраться в причинах и устранить их. Например, отчет показал, что общее число проиндексированных страниц резко сократилось, и у большинства страниц отображается тип ошибки «Доступ к отправленному URL заблокирован в файле robots.txt». В этом случае следует проверить файл robots.txt на наличие правил, блокирующих индексацию нужных URL.
В работе с этим отчетом есть один нюанс. Для быстрого устранения проблем с индексацией необходимо детально разобраться, какие данные существенны, а какие нет. А также верно истолковать значения статусов и типов ошибок. Вся подробная информация по ним описана в Справке сервиса GSC.
3) Отчет о файлах Sitemap.
Отображает информацию о карте сайта sitemap.xml: дату отправки на обработку, статус обработки, количество url, результаты проверки корректности файла.
Данный отчет позволяет выявить ошибки в файле Sitemap и скорректировать его. Информация по ошибкам не только описывает их, но и предоставляет рекомендации к исправлению.
4) Отчет «Удобство просмотра на мобильных устройствах».
Данный отчет похож на сводку в отчете «Покрытие». Содержит информацию по страницам, оптимизированным для мобильных устройств (Страницы без ошибок) и содержащим проблемы с удобством просмотра на мобильных устройствах (Ошибки).
Отчет предоставляет подробную информацию об ошибках, примерах затронутых страниц и способах их решения, а также доступ к этой информации другим пользователям с помощью кнопки «Отправить». Все ошибки отсортированы по приоритету от большего к меньшему. После решения проблем есть возможность сообщить об этом в Google с помощью кнопки «Выполнить проверку и обновление данных в Google».
5) Отчет о мерах, принятых вручную.
Данный отчет позволяет своевременно получить уведомление о каких-либо санкциях либо мерах, принятых сотрудником Google в отношении сайта. Если проблем нет, в отчете отображается зеленая галочка. При наличии мер будет приведена подробная информация по причине возникновения и устранению.
6) Отчет о ссылках.
Отчет предоставляет данные обо всех внешних ссылках (домены и url), ведущих на анализируемый сайт, их распространенных анкорах и о внутренних страницах, на которые чаще всего ссылаются.
В отчете есть возможность экспорта данных для удобства просмотра. Данные помогают анализировать внешнюю и внутреннюю ссылочную массу для выявления плохих сайтов.